Постимпрессионизм (франц. Postimpressionisme, Post- Impressionism) - Общий термин, охватывающий вид искусства, которое одновременно и принимает и отвергает некоторые принципы импрессионизма. Его начало совпадает с кризисом импрессионизма в 80-х гг. ХIХ века: последняя выставка импрессионистов, опубликование "Манифеста символизма" французского поэта Ж. Мореаса (1886) .

Большинство пост импрессионистов 19 века ранее примыкали к импрессионизму, О последнем сегодня, менее чем через полтора века, написано и сказано столько, что в рамках данной статьи о постимпрессионизме нет смысла на нем подробно останавливаться. В нескольких словах лучше всех это течение в изобразительном искусстве задолго до появления самого импрессионизма описал наш великий поэт коротко и точно: "Остановись, мгновенье, ты прекрасно! " Жестоко раскритикованные современниками великие сегодня художники- импрессионисты воплотили на полотнах кистями и красками свои короткие сиюминутные эмоции от созерцания окружающего мира, получаемые в те или иные моменты нашей преходящей бренной жизни, зафиксировав на века свои глубокие позитивные впечатления - impressions.

Наиболее творческие натуры продолжили поиски в направлении изображения, фиксации на картинах длительных состояний прекрасного - и духовных, и материальных. В большинстве литературы по данному вопросу и импрессионизм, и постимпрессионизм относят строго к 19 веку, и создается впечатление, что это пройденная веха в искусстве, к которой можно время от времени возвращаться: много о ней говорить, писать и, несомненно, казалось бы, восхищаться. (Увы, не все понимают импрессионизм, не все готовы разделить наш с вами восторг). Само понятие пост импрессионизм предполагает непрерывное движение, развитие в поиске совершенства форм и способов выражения длительных состояний души, в том числе с учетом развития, а часто и в противовес, окружающей нас действительности. Здесь имеется в виду, что и "благополучные", и "неблагополучные" ("блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые") художники, как правило, вносят диссонанс в реальную действительность: первые предлагает лицезреть унитаз во всех его деталях и без прикрас, вторые - любоваться маковым полем без какого-то ни было дерьма. С другой стороны, поле с цветущими маками у разных людей тоже может ассоциироваться по-разному, но ведь и искусство в какой-то мере сродни хорошему дурману. Милая незатейливая, на первый взгляд, картина современного постимпрессиониста может и должна заменить самую современную плазму с 70 каналами напротив дивана: Ваше состояние души налагается на состояние, запечатленное на картине, смешивается и растворяется в нем, доставляя Вам каждый раз новые и неожиданные духовные наслаждения - Ваши личные, абстрагированные от автора картины: отдых Вашей душе - предвестник или попутчик Ваших материальных благ.

Особенностью постимпрессионизма по сравнению с другими видами искусств стало взаимное влияние направлений и индивидуальных творческих систем. Основоположники направления - П. Сезанн и Ж.Сера пытались восстановить чувство порядка, не присущее импрессионизму, отразить устойчивость и материальность окружающего мира. Голландский художник Винсент Ван Гог, стремясь запечатлеть на холсте простые эмоции и выйдя на сверхчувственную выразительность формы и цвета, предвосхитил появление экспрессионизма. Поль Гоген, стремящийся в своих картинах отразить мир воображения и духовности, пытавшийся воплотить мечту о гармоничности окружающего мира, слиянии человека с природой, фактически проложил путь символизму и модерну. Его учениками и последователями стали художники образованной им Понт-Авенской школы и участники группы "Наби" (французский вариант модерна). К постимпрессионизму относится и неоимпрессионизм, доведший до логического завершения разработанный и практически реализованный импрессионистами метод пространственного (оптического) смешения цветов (Ж.Сёра, П.Синьяк). Художник-постимпрессионист Анри .де Тулуз-Лотрека по праву считается предшественником линейно-живописного строя и декоративной стихии стиля модерн.

Неоимпрессионизм (пуантилизм или дивизионизм) вместе с символизмом и наби (модерн), расширив диапазон и обогатив арсенал живописи, остались на рубеже ХIХ - ХХ веков. Творчество А. де Тулуз- Лотрека, Сезанна, Ван Гога и Гогена сегодня по праву считается началом истории изобразительного искусства ХХ в.

Одним из ярчайших представителей постимпрессионизма в России в конце ХХ начале ХХI вв. является В. Бабич, некоторые работы которого представлены на этом сайте. на главную страницу сайта

 

 

All rights reserved г в

 По вопросам размещения ссылок - обращайтесь. Перепечатка статьи только со ссылкой на сайт автора. Замечания, дополнения - в гостевую. Самые интересные будут опубликованы на сайте.



Импрессионизм
Постимпрессионизм

Винсент Ван Гог "Розовые розы" 19 век

Владимир Бабич "Розы" 20век

Владимир Бабич "Розы" 21 век

Винсент Ван Гог "Подсолнухи"

Владимир Бабич "Подсолнухи"
на главную страницу сайта
Используются технологии uCoz